"Зеркало"

психологическая консультация

Мы работаем с 2002 года

Индивидуальные психологические консультации, семейные консультанты, услуги психоаналитика, услуги психотерапевта

Как сделать потолок из гипсокартона. Как сделать подвесной потолок в доме. Какой потолок лучше сделать. Отделка ванной комнаты. Быстрая отделка ванных комнат панелями. Отделка ванной комнаты пластиковыми панелями. Кровля крыши профнастилом. Качественные материалы для кровли крыш. Крыша из мягкой кровли. Самоделки для сада. Успешные самоделки для сада своими руками. Самоделки для сада и огорода. Ванная мебель для ванной комнаты. Купить мебель для ванных комнат недорого. Заказ мебели для ванной комнаты. Бизнес малое производство. Самый малый бизнес идеи производство. Новый бизнес производство. Монтаж дверей своими руками. Быстрый монтаж входных дверей. Легкий монтаж пластиковых дверей. С чего начать ремонт квартиры. Быстрый ремонт дома с чего начать. Ремонт своими руками для начинающих.
Закрыть
Ваше имя
Контактный телефон
Удобное время звонка

г. Москва, метро: «Павелецкая»
+7 (925) 849 07 03

- Уилфред Бион
- Уилфред Бион
«Здоровое психическое развитие зависит от истины так же, как живущий организм зависит от пищи»
- Зигмунд Фрейд
- Зигмунд Фрейд
«На психоанализ возлагается непосильная ноша, если от него требуют, чтобы он реализовал в каждом его драгоценный идеал»
- Шелдон Роут
- Шелдон Роут
«Юмор помогает сделать непереносимое переносимым, что в конечном счете и составляет основное содержание процесса психотерапии»
- Джон Боулби
- Джон Боулби
«Большинство из наиболее сильных эмоций возникают во время установления, поддержания, разрыва и восстановления отношений привязанности»
- Эрих Фромм
- Эрих Фромм
«В любви заключен парадокс: два существа становятся одним и все же остаются двумя»
- Анна Фрейд
- Анна Фрейд
«Первые шаги в жизни подобны началу шахматной партии. Они предопределяют развитие и стиль игры. Но пока вам еще не угрожает мат и окончательный проигрыш, у вас есть все возможности сыграть красиво»
- Генри Дикс
- Генри Дикс
«Супружеская измена может быть попыткой самоизлечения, необходимым кризисом в процессе развития пары»
- Зигмунд Фрейд
- Зигмунд Фрейд
«В сексуальности соединяются самое возвышенное и самое низменное»
- Джойс МакДугалл
- Джойс МакДугалл
«На риск психоанализа идут те, кто заинтересован в нанесении на карту неизвестных континентов своей души»
- Дональд Винникотт
- Дональд Винникотт
«Делая интерпретацию, психоаналитик показывает, как много и, одновременно, как мало он способен услышать и вычленить из сообщения пациента»
- Шандор Ференци
- Шандор Ференци
«Полностью избежать страдания невозможно. Научить выносить страдание - одно из основных достижений психоанализа»

Nav view search

Навигация

Искать

Каждую первую субботу месяца - скидка 50%

Страх

Когда мы говорим: «Мне страшно», «Я боюсь» – мы подразумеваем, что другой человек поймет нас без лишних комментариев. Страх все переживают примерно одинаково; это чувство – древнее, врожденное и всеобщее. Реакция тревоги присуща всем животным, и даже насекомым (вспомним, как бешено начинает носиться по комнате муха, которую мы хотели прихлопнуть газетой, но промахнулись). Тревога – это сигнальная функция психики, сообщающая нам о возможной, но еще не наступившей опасности (в отличие от боли, сигнализирующей о том, что опасность уже наступила). Основная задача тревоги – мобилизовать наш организм для отражения опасности тем или иным способом, через борьбу или через бегство. Поэтому тревога всегда связана со вполне определенными телесными изменениями: изменяется ритм сердца, гормональный фон, тонус мускулатуры, кровяное давление, потоотделение; в конечном счете – меняется наше поведение, даже если мы пытаемся это скрыть. Эти телесные изменения называются «соматическими коррелятами тревоги», и по ним можно безошибочно судить о степени ее переживания. Проходят века и тысячелетия, но соматические корреляты тревоги остаются неизменными:

Богу равным кажется мне по счастью
Человек, который так близко-близко
Пред тобой сидит, твой звучащий нежно
Слушает голос
И прелестный смех. У меня при этом
Перестало сразу бы сердце биться:
Лишь тебя увижу, – уж я не в силах
Вымолвить слова.
Но немеет тотчас язык, под кожей
Быстро легкий жар пробегает, смотрят,
Ничего не видя, глаза, в ушах же –
Звон непрерывный.
Потом жарким я обливаюсь, дрожью
Члены все охвачены, зеленее
Становлюсь травы, и вот-вот как будто
С жизнью прощусь я.

Но терпи, терпи: чересчур далёко
Все зашло…
Сапфо (VII в. до н.э.) (перевод В.Вересаева)

Мы еще вернемся к некоторым психологическим моментам этого стихотворения древнегреческой поэтессы, а пока отметим, что здесь ярко (на современный вкус – даже слишком натуралистически) отражены именно телесные стороны переживания сильной степени волнения и тревоги. Однако, как объективно регистрируемые, так и субъективно переживания признаки тревоги могут быть различны. Целесообразно выстроить эти явления по степени нарастания, чтобы наглядно продемонстрировать так называемый тревожный ряд:

а) Ощущение внутренней напряженности, когда еще нет четкого осознания угрозы, но что-то «угнетает», «на душе тяжело». Интегрированность поведения на этом уровне еще полностью сохраняется.

б) Гиперэстезические реакции. Чувствительность к внешним стимулам повышается. То, что раньше не замечалось – теперь вызывает беспокойство, раздражение (тиканье часов или капанье воды из крана мешает заснуть, вполне нейтральные слова и поступки окружающих начинают «задевать за живое», стирается грань между важным и не важным). Все это усиливает тревогу и провоцирует «цепную реакцию» (как в прямом смысле, так и в смысле «как с цепи сорвался»).

в) Собственно тревога, которая переживается как ощущение неопределенной угрозы, которая пока не имеет четкого «направления», появление которой пока трудно предугадать (а, следовательно, – с ней трудно бороться). На данном этапе запускается двоякий процесс: с одной стороны, включаются защитные механизмы психики, человек стремится логически обдумать причины своего состояния, а с другой стороны – само переживание тревоги ослабляет логику, как бы «туманит разум». В результате такая «свободно плавающая тревога» довольно быстро к чему-либо привязывается, находит себе «объяснение» (далеко не всегда логичное и правильное), и превращается в –

г) Страх. Здесь уже присутствует определенная логическая концепция; человек знает, чего именно он боится (змей, пауков, высоты, толпы, открытого пространства, инфекций и так далее – подобных фобий неопределенно много). Это знание помогает бороться с тревогой с помощью ограничительного поведения (не летать на самолетах, не спускаться в метро, сверх-часто и сверх-тщательно мыть руки…). Такие защитные действия и табу могут выстраиваться в целые навязчивые ритуалы, и чем более они становятся сложными и иррациональными, тем хуже они (увы!) защищают от тревоги.

д) Ощущение неотвратимо надвигающейся катастрофы. Нарастающее чувство страха парализует и приводит к мысли о невозможности избежать угрозы (так, например, страх заболеть какой-либо серьезной болезнью превращается в уверенность, что я ею уже заболел и скоро умру). Рациональная критика на этом этапе уже не действует; поведение больного определяется представлениями, имеющими характер бреда.

е) Тревожно-боязливое возбуждение (паника). Дезорганизованность поведения достигает своего максимума, потребность в двигательной разрядке и панические поиски помощи требуют немедленных действий («надо срочно куда-то бежать»).

Если все вышеперечисленные фазы проходятся человеком достаточно быстро (за несколько часов или даже минут), можно говорить о том, что паническая атака имеет приступообразный (пароксизмальный) характер. Подобные приступы могут иметь под собой органическую основу (черепно-мозговые травмы, контузии, опухоли мозга и т.п.), но могут быть и чисто психогенными, основанными на перенесенных ранее психологических травмах. Поэтому перед началом психотерапевтического (и психоаналитического) лечения важно с максимальной тщательностью выяснить природу подобных состояний.

Психоанализ с самых первых лет своего развития интересовался проблемой тревоги, страхов, фобий. Одна из наиболее известных работ Фрейда, случай «маленького Ганса», вышла под названием «Анализ фобии пятилетнего мальчика». В ней Фрейд, анализируя, казалось бы, иррациональный страх Ганса перед лошадьми, перед тем, что его «укусит лошадь», приходит к заключению, что под этим страхом скрываются совсем другие, бессознательные, чувства: агрессия по отношению к отцу (в борьбе за любовь матери) и страх наказания (кастрации) со стороны отца. Является ли этот «страх кастрации» предтечей и прообразом всех человеческих страхов? Современный психоанализ смотрит на этот вопрос более широко. Уже дочь его основателя, Анна Фрейд (сама ставшая психоаналитиком, одним из пионеров детского психоанализа), в своей классической работе «Эго и механизмы защиты» подразделяет источники тревоги на три категории: 1) тревога перед осуждающей силой Супер-Эго (пред тем внутренним голосом, который настойчиво напоминает нам: «Так нельзя! Это нехорошо!»); 2) тревога по поводу внешней реальной опасности и 3) тревога перед силой инстинкта, коренящегося в бессознательном. Вспомним приведенные выше строки Сапфо: страх героини доводит ее почти до обморока, хотя, казалось бы, объект ее любви – рядом, и настроен совсем не агрессивно (голос, звучащий нежно, смех – прелестный…) Но любовь притягивает ее – и пугает: недаром в русском языке слова «страсть» и «страх» - однокоренные.

Современные исследователи обращают внимание еще на один страх, пожалуй – самый глубокий и архаичный: это страх психической дезинтеграции, страх распада личности, страх «сойти с ума» . Как правило, такой страх сопровождает по-настоящему серьезные психические заболевания (шизофрению, тяжелые состояния, возникающие вследствие употребления наркотиков).

Современная цивилизация часто пытается бороться со своими страхами по методу «клин – клином»: отсюда – целая культура «ужастиков» (все эти «Нечто», «Чужие», графы Дракулы, Фредди Крюгеры…); здесь же и корни популярности «экстремальных» видов спорта. Действительно, гораздо «легче» бояться вурдалака на экране, чем ядерной войны или экологической катастрофы. Реальные страхи вытесняются в бессознательное, но «свято место пусто не бывает…»

Литература
  1. Античная литература. Греция. (Антология в 2-х тт.) М., 1989
  2. Березин Ф.Б.: Психическая и психофизиологическая адаптация человека Л., 1988
  3. Фрейд З.: Анализ фобии пятилетнего мальчика (в сб. «Психология бессознательного») М., 1989.
  4. Фрейд А.: Эго и механизмы защиты М., 2003