Отношение к детям как показатель уровня развития общества.
Интересно, что внимание к ребенку, привычное для нас сейчас, - его потребностям, развитию, обучению, особенностям - явление относительно новое в человеческой культуре. Изучая особенности воспитания и взаимоотношений родителей и детей на протяжении истории, можно увидеть, что образ родителя и нормы отношения взрослых к детям изменялись довольно сильно.
Современный родитель - высокое достижение человеческой культуры.
Историки описывают несколько этапов на пути к современному родительству:
- Инфантицидный стиль (с древности до IV века н.э.): характеризуется массовыми детоубийствами и насилием. Инфантицид стал считаться человекоубийством только в 374 г.
- Бросающий стиль (IV век - XIII век): ребенок остается объектом агрессии, его часто сбывают с рук в монастырь, кормилице, в чужую семью.
- Амбивалентный стиль (XIV век - XVII век): ребенок еще не является отдельной личностью и полноправным членом семьи; ему отказывают в самостоятельности и индивидуальности.
- Навязчивый стиль (XVIII век): ребенок становится ближе родителям, но его поведение и внутренний мир строго контролируются. Ребенок - еще пока представляется «недовзрослым».
- Социализирующий стиль (XIX век - первая половина XX века): ребенок - объект воспитания и научения, основные усилия родителей направлены на тренировку воли и подготовку ребенка к самостоятельной жизни. В психологии в это время укореняется идея о том, что все особенности взрослой жизни - из детства.
- Помогающий стиль (с середины XX века по настоящее время): родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка, преобладает эмоциональный контакт и сочувствие. К 80-м годам детоцентристкие тенденции даже поставили ребенка во главу семьи и «сделали» родителей своеобразными виновниками всех возможных проблем в развитии ребенка (речь идет о тенденциях в психологических исследованиях). К счастью, довольно быстро этот детоцентристский экстремизм пошел на убыль, и психологи увидели психологическое (в отличие от ролевого) равенство членов семьи. В практике это проявилось в том, что они перестали однозначно идентифицироваться с «измученным родителями» ребенком и, следовательно, получили возможность более объективного понимания ситуации и уважения чувств и интересов обеих сторон (детей и родителей).
Еще интереснее то, что описанные этапы исторического развития родительства в разных жизненных обстоятельствах и в разных типах семьи могут оживать снова, проявляясь в том, что психологи называют стилями детско-родительских отношений: отвергающий, попустительский, авторитарный, демократический, симбиотический стили.
В психологии XX века есть несколько величайших открытий, ставших аксиомами:
- личность - это результат отношений. Все своеобразие личности обусловлено спецификой ситуации, в которой она развивается, всей совокупностью отношений, в которые она вступает;
- существуют <нормальные> и <нарушенные> детско-родительские и семейные отношения;
- многие проблемы развития ребенка и взрослого решаются в процессе налаживания детско-родительских и семейных отношений.
Именно эти постулаты лежат в основе работы семейных, да и не только семейных психологов.
Якимова Татьяна Владимировна